Юрий бондарев день рождения

15 марта день рождения Юрия Васильевича Бондарева (15.03.1924 —  по настоящее время) — Героя Соцтруда, лауреата Ленинской и двух Государственных премий СССР, ученика Паустовского, писателя-классика, фронтовика, основоположника «лейтенантской прозы», автора многих пронзительных книг о Великой Отечественной войне.

Писатель-фронтовик с высокой жизненной и гражданской позицией и по сей день ведёт большую просветительскую работу, живёт скромно и уединенно, как и подобает настоящему интеллектуалу. Юрий Васильевич много работает и очень редко публично выступает.

Юрий Бондарев

Юрий Бондарев — Человек-легенда. Его книги можно найти в любой библиотеке, как в городе, так и на селе. Участник Великой Отечественной войны, сражавшийся с нацистами под Сталинградом, на Курской дуге, на Украине, в Польше, Чехословакии, он до сих пор в строю, продолжает заниматься творчеством и общественной деятельностью. Поистине народный писатель, воплотивший в себе высокую интеллигентность и простоту обыкновенного русского мужика.

Юрий Бондарев — писатель на все времена

Печататься Юрий Бондарев начал в 1949 году. Первые рассказы выходили в журналах «Огонёк», «Смена» и «Октябрь». В 1951 году он окончил Литературный институт имени М.Горького. В том же году был принят в Союз писателей СССР. Первый сборник его рассказов — «На большой реке» — вышел в 1953 году.

Кадр из фильма «Батальоны просят огня», 1985 год

Первая фронтовая повесть «Батальоны просят огня» была опубликована в 1957 году.

Кадр из фильма «Тишина», 1963 год

Затем «Последние залпы» , «Тишина» и «Двое». Писатель стал всесоюзной знаменитостью, основоположником целого направления «лейтенантской прозы».

Кадр из фильма «Горячий снег», 1972 год

Вскоре появился и уже классический «Горячий снег», вышедший в 1970 году…

По словам Константина Симонова, «Батальоны просят огня» многому научили даже самых маститых писателей». «Все мы вышли из бондаревских «Батальонов…», – сказал известный писатель Василь Быков от имени всех писателей-фронтовиков. Немецкий славист В.Казак повесть «Батальоны просят огня» прочитал как «первый вклад Бондарева в новую литературу о войне, основанную на «окопной правде» и направленную против псевдогероики, фальсификаций и официоза». Когда в журнале «Молодая гвардия» его попросили убрать острые моменты из повести «Батальоны просят огня», Юрий Бондарев подумал:

«Господи, но что ж я буду делать со своей совестью?»

Его офицерский вызов — это и вызов его открытой совести всем непротивленцем и капитулянтам. Даже когда он был в чём-то неправ, сдаваться Юрий Васильевич никогда не любил, не любит и до сих пор.

В семидесятые годы Юрий Бондарев, написав свои огненные страницы о войне, не пожелал оставаться хоть и прекрасным, но писателем минувшей истории. Он всегда в авангарде, не любит вести арьергардные бои. Вот и во времена застоя, он первым обратился к теме интеллигенции, определяющей многие позиции в обществе.

Последовала тетралогия « Берег», «Выбор», «Игра» и «Искушение». Наша сытая интеллигенция стала ерзать, писатель безжалостно вскрыл её болячки. Это уже был его новый бой.

Юрий Бондарев — писатель автобиографический. Это — не упрек и не достоинство. Автобиографическим был, к примеру, Михаил Булгаков. Это во многом проясняет его произведения, его эволюцию худож­ника, его отношение к жизни. Он — весь со своим поколением, исследует его столбовую дорогу и боковые тропки, его взлеты и его падения, его силу и его слабость. Не случайно одна из статей о его прозе называлась «Совесть по­коления… 1924 года рождения».

Романы «Выбор» «Игра», и даже «Берег» — уже были бондаревским предчувствием наступающей перестройки, предощущением кризиса общества. Жаль, эти романы не прочитала внимательно наша власть.

Боевой офицер Юрий Бондарев, как никто другой из писателей конца ХХ века чувствовал красоту и силу художественного слова. Он писал:

«Осмелюсь сказать, что древняя и всегда молодая изящная словесность, или художественная литература, — это форма познания жизни посредством слова, она передает нам изменчивую картину мира. А писатель по-прежнему остаётся строителем самого хрупкого и самого высокого храма в мире — человеческой души, и нет более важного смысла в литературе, чем совершенствование человека. Без этого всякое художество и все философские формулы бессмысленны».

Заметки на полях. Фильмы по произведениям Юрия Бондарева

В середине 1960-х годов началась большая и кропотливая работа над сценарием ныне всемирно известной киноэпопеи «Освобождение». Изучались глобальные и частные материалы Второй мировой войны, не только стратегические операции и полководческое искусство, но и характеры, психологические черты и черточки военачальников. Самым главным стали многочисленные личные встречи и доверительные беседы Бондарева с виднейшими полководцами Великой Отечественной войны, и среди них — с Жуковым и Коневым.

«До сих пор себя казню, — говорил Ю.В. Бондарев, — что так мало расспросил Георгия Константиновича о 41-м годе, о котором по-настоящему ещё почти ничего не написано…».

Помимо фильма «Освобождение» (1968), по произведениям Ю. Бондарева сняты кинокартины «Последние залпы» (1960, режиссер Л. Сааков), «49 дней» (1962, режиссер Г. Габай), «Тишина» (две экранизации: 1963, режиссер В. Басов; 1992, режиссер О. Воронцов), «Горячий снег» (1972, режиссер Г. Егиазаров), «Берег» (1984, режиссеры А. Алов и В. Наумов), «Батальоны просят огня» (1985, режиссеры В. Чеботарёв, А. Боголюбов), «Выбор» (1987, режиссер В. Наумов).

В девяностые годы Юрий Бондарев публикует «Непротивление» и «Бермудский треугольник».

Роман Юрия Бондарева «Непротивление» — это то, на наш взгляд, чего нам сегодня не хватает. Это — не астафьевская злость и ненависть к стране и народу, захва­тившая его целиком, по сути, тоже писательская реакция на тоталь­ное разрушение, на своё нынешнее одиночество и ненужность в этом враждебном мире. Это — не васильбыковский отказ от себя прежнего, отказ от свое­го офицерского вызова, по сути, перечеркивающий всю его преды­дущую жизнь в безуспешных попытках встроиться в идеологию раз­рушения. Это — роман русского сопротивления. Это — офицер­ский вызов Юрия Бондарева всей гнилой перестройке.

Как видим, до нынешних дней, писатель Юрий Васильевич Бондарев на своём боевом посту, не боится полемики, и смело бросает свой офицерский вызов. И сейчас, в свои теперешние 95 лет он остаётся центром свободной вольной русской литературы. Да, он уже не живёт романами, живёт «мгновениями», но такие иные его «мгновения» весят тяжелее многих нынешних романов.

Но помимо его произведений важны и поучительны его мысли и высказывания в разные годы на различные аспекты нашей действительности.  

Размышления писателя на разные  темы

Ниже мы собрали подборку высказываний Юрия Бондарева разных лет, в том числе о смысле жизни, искусстве, литературе, чувстве Родины.

О том, как стал писателем

«Задумываться о литературной профессии начал ещё в школе. На войне относился к событиям, встречам, разговорам с «задней мыслью» — вдруг пригодится? Что-то мерцало в сознании… Первые рассказы стал сочинять, вернувшись с фронта. Поступая в Литинститут, показал секретарю приёмной комиссии несколько стихов. Очень умная девица попалась: прочитала, сложила листочки пополам, порвала и бросила в корзину. Сказала: «Юра, забудьте про это!» К счастью, на рассказы обратил внимание Паустовский, зачислил на свой семинар — без экзаменов. Константин Георгиевич занимал в нашей литературе уникальное место. Выделялся стилистикой, выбором героев, внимательной мягкостью к человеку. Во всех жанрах — и романах, и статьях — проявлял себя интеллектуалом высшей пробы. Паустовский всю жизнь помогал мне советами» (2014 год).

О том, что значит слово «литература»

«Это наука, исследующая человека и мир. Работа над словом, поиски сюжета, конфликтов — суть познание, а не художественное упражнение. Автор познаёт и воспитывает себя, а затем — читателей. Литературы не существовало бы без памяти и воображения — память хранит историю, воображение дарит фактам художественную ипостась. Сравнивать писательский труд с фотографированием — преступление. Даже талантливый очеркист, не описывающий мир с внешней стороны, а что-то проясняющий в человеке, даёт много пищи для ума и сильно воздействует на читателя». ( 2014 год).

О политической и экономической ситуации в России последних десятилетий

«Разборный 2013 год, точнее, отвратительное время расчленения писательского имущества, и октябрь расстрельного 93-го разъединил интеллигенцию, ясно выказав лица противостоящих сторон, строй их мыслей, веру и неверие в аксиомную силу справедливости. Но, несмотря на разномыслие конфликтующих сторон, страстно хотелось бы убедиться, что творческий человек не двоичен в позиции моральных правил, что литература не мания grandiosa, не клиника самолюбий, зависти и вражды и не суета сует. Нет, пожалуй, надобности напоминать имена известных боевитых «интеллектуалов», чрезвычайно неприятно выглядевших то ли озлобленными пророками, сверх меры громкоголосыми в непрерывном возбуждении от эпидемии корыстолюбия, то ли похожих на изваянные из гипса скульптурные фигуры в цезарском наряде после завоёванной потом, кровью и страданиями долгожданной свободы. Свобода эта оказалась разнозначна и без края многозначна в безнравственных заявлениях, опрокидывая в ямы клеветы и оговора величайшую державу, её прошлое, причём разбивая лоб в пресмыкании перед пахнущим материальной выгодой настоящим. ( 2014 год).

Пророческое выступление Юрия Бондарева на ХIХ конференции КПСС 29 июня 1988 года против гибельного курса пресловутых горбачёвских реформ

«Нам нет смысла разрушать старый мир до основания, нам не нужно вытаптывать просо, которое кто-то сеял, поливая поле своим потом, нам не надо при могучей помощи современных бульдозеров разрушать фундамент ещё непостроенного дворца, забыв о главной цели — о перепланировке этажей. Нам нет нужды строить библейскую Вавилонскую башню для того, чтобы разрушить её или, вернее, увидеть её в саморазрушении, как несостоявшееся братство не понявших друг друга людей. Нам не нужно, чтобы мы, разрушая своё прошлое, тем самым добивали бы своё будущее. Мы против того, чтобы наш разум стал подвалом сознания, а сомнения — страстью. Человеку противопоказано быть подопытным кроликом, смиренно лежащим под лабораторным скальпелем истории. Мы, начав перестройку, хотим, чтобы нам открылась ещё непознанная прелесть природы, всего мира, событий, вещей, и хотим спасти народную культуру любой нации от несправедливого суда. Мы против того, чтобы наше общество стало толпой одиноких людей, добровольным узником коммерческой потребительской ловушки, обещающей роскошную жизнь чужой всепроникающей рекламой. Мы слишком хорошо знаем, что вкус этой единственной неповторимой жизни солон и горьковат, потому что с детства большинство людей цивилизации приучены к сладкому…».

О том, как после развала СССР развращают народ

«После того как людьми власть имущими были произнесены сакраментальные слова: плюрализм, демократический либерализм и т.п., настежь распахнулись ворота перед нашими СМИ. И высокое понятие о свободе превратили в непристойную вседозволенность. Слово «любовь» — одно из священных, божественных состояний, которое получило человечество и в которое вложило чистейший, душевный и физический смысл, заменили ветреным и вульгарным — «секс». Распущенность сейчас безгранично господствует и на телевидении, и в театре, литературе. Сколько убийств, тошнотных извращений, аномалий мы видим по телевизору! Идёт растление наших детей, беззастенчивое развращение нашего когда-то очень чистого народа. Мои ровесники, вернувшиеся после войны, пройдя всё, круги ада, сквозь кровь, пот, потери и нелёгкие победы, боялись поцеловать девушку. А ребята-то были смелые, сильные, здоровые, обстрелянные, насквозь пропитанные порохом, не раз встречавшиеся со смертью. Таких сейчас нет. Наше поколение вымерло, остались единицы, к горькому сожалению, оно, наше поколение, вместе с народом принесло на своих плечах общечеловеческую победу и спасло мир. Но человечество не всегда бывает благодарно.

Литература советских времён была в общем искренней литературой. И она воспитала тех ребят, которые в 17 лет пошли на войну, не посрамив землю русскую и любовь к матерям и отцам своим. Нет, мы не были святыми, но в те годы сумели воздействовать на нас большим патриотическим чувством. Мы в атаку с лозунгами не ходили. Мы ходили с несколькими крутыми, непечатными словами. Мы не были нашпигованы лозунговым официозом, но были патриотами без пышных определений. Сегодня патриотизм пытаются усиленно скомпрометировать и почти уже скомпрометировали: иные патриоты оказались замешаны в не очень красивых делах, связанных с шуршанием бумажек в руках; эти патриоты с одной стороны баррикад скачком зайца переметнулись на другую.

Слишком невыносимо испортился вкус читателей и, в первую очередь, язык «новой русской» словесности. «Лавина» книг, далёких от серьёзной литературы, обморочно обрушилась на читателя. Можно ли было это остановить? Можно.

Надо было ввести умную цензуру. Не надо её бояться. У меня не было напечатано ни одного романа без глаза цензуры. Ночами мы сидели с цензорами, пили кофе, курили и спорили. Я отделывался двумя, тремя фразами, несколькими словами, оставляя тот же смысл. Сейчас же всё печатается». (2006 год)

О том, что богатство — это моральное ограбление

«Нашему обществу мешает болезнь, которая возникла из-за воздействия чуждого слова на наш народ. Я бы назвал эту болезнь манией богатства. Когда мне кто-нибудь говорит: «Хочу быть миллионером!» — я спрашиваю: «Как?» Ведь всякое богатство, как говорили философы, есть ограбление. Богатыми становятся благодаря тому, что беднеют другие. Деньги нужны в той мере, в которой они могут обеспечить жизнь человека. Но сегодня желание приобрести деньги переросло в страсть. Это очень горько, потому что деньги изменяют, портят людей. Когда у малокультурного человека вдруг появляется куча денег, он не знает, что с ними делать. А если догадывается, как быстро обогатиться, то это всегда приводит к антиморальному, бесчеловечности.

Вот все думают, что только экономика спасёт нас. Нет. Это непростительное заблуждение. Спасёт культура. Слово. Книги. Журналы. Газеты. Телевидение.Радио. Однако сегодня культура опустилась на опасный низкий уровень. В ней, культуре, много шипов, и особенно болезненно они впиваются, когда спускаешься по её лестнице вниз на животе». ( 2006 год).

Об «Архипелаге Гулаг» Солженицына

«Не могу пройти мимо некоторых обобщений, которые на разных страницах делает Солженицын по поводу русского народа.

Откуда этот антиславянизм? Право, ответ наводит на очень мрачные воспоминания, и в памяти встают зловещие параграфы немецкого плана «Ост».  Великий титан Достоевский прошёл не через семь, а через девять кругов ада, видел и ничтожное, и великое, испытал всё, что даже немыслимо испытать человеку (ожидание смертной казни, ссылка, каторжные работы, падение личности), но ни в одном произведении не доходил до национального нигилизма. Наоборот, он любил человека и отрицал в нём плохое, и утверждал доброе, как и большинство великих писателей мировой литературы, исследуя характер своей нации. Достоевский находился в мучительных поисках бога в себе и вне себя.

Чувство злой неприязни, как будто он сводит счёты с целой нацией, обидевшей его, клокочет в Солженицыне, словно в вулкане. Он подозревает каждого русского в беспринципности, косности, приплюсовывая к ней стремление к лёгкой жизни и к власти, и как бы в восторге самоуничижения с неистовством рвёт на себе рубаху, крича, что сам мог бы стать палачом. Вызывает также, мягко выражаясь, изумление его злой упрек Ивану Бунину только за то, что этот крупнейший писатель ХХ века остался до самой смерти русским и в эмиграции.

Солженицын, несмотря на свой серьёзный возраст и опыт, не знает «до дна» русского характера и не знает характера «свободы» на Западе, с которым так часто сравнивает российскую жизнь…».(2006 год)

В своё время Юрий Бондарев вышел из редакционной коллегии журнала «Наш современник» в знак протеста против того, что в журнале был опубликован роман Александра Солженицына «Октябрь Шестнадцатого».

О развале сельского хозяйства

На начало 1941 года поголовье коров в СССР составляло 28 миллионов. К 1945 году осталось 22 миллиона. Значит, немцы уничтожили 6 миллионов бурёнок. По сравнению с 1991 годом, поголовье коров в коллективных хозяйствах с 16 миллионов сократилось до 4 миллионов. То есть, в четыре раза! У частников их даже больше — 5 миллионов ( по состоянию на 2009 год). Выходит, сами себе — враги? Неужели в Кремле не понимают, что без деревни России не выжить? Подумать страшно: 40 миллионов гектаров пашни в запустении, зарастают берёзками и кустарником! Кому их корчевать? Это потребует огромных вложений. Зачем вообще затеяли всю эту вакханалию с куплей-продажей земли? Забыл вкус настоящей деревенской картошки! Боже мой, до чего ж докатились! А что ж в правительстве морочат голову с нацпроектом «Развитие АПК»? Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Тверь, Пермь, Томск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток, другие крупные города — на 70-80% зависимы от импорта продовольствия. Такое немыслимо ни в США, ни в Китае, ни во Франции, ни в Германии, где сельское хозяйство на высоте.  Действительно, столь невежественного отношения к земле, как в России, я не видел нигде, Болит душа за нашу деревню, крестьян». (2009 год).

О состоянии нынешней литературы

Ему присылают книги, просят отзывы. Но, по его мнению, ярких романов, повестей, рассказов встречается мало. Всё как-то пресно.

«Перечитываю классику и открываю для себя много нового. На днях вернулся к письмам Антона Павловича Чехова: какой был великий талант! Или дневники Ивана Сергеевича Тургенева: необычайное чтение! Потрясающие откровения у Льва Николаевича Толстого. Люблю Аксакова, Бунина, Шишкова, Чапыгина… Колоссальное впечатление произвёл на меня роман «Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова. Хотелось бы перечитать Плутарха, Сенеку, Сервантеса, Джека Лондона, Свифта, Дефо.

Раньше писатели жаловались: мол, задавила цензура, «нетленные» рукописи пылятся в столах. В то же время вышли весьма жёсткие романы «Касьян остудный» Ивана Акулова, «Драчуны» Михаила Алексеева, «Судьба» Петра Проскурина, «Тени исчезают в полдень» Анатолия Иванова и другие серьёзные произведения. Ныне, казалось бы, полная свобода: вытаскивай «шедевры», пиши что хочешь. А где сильные книги?

Графоманов тьма!  Кроме себя, никого не читают. Карманы набиты деньгами — только плати, и любую муру напечатают. К сожалению, государство совершенно безразлично к духовному состоянию общества. Что касается моих отношений с цензурой, то они были сложными. Радовался, когда удавалось договориться, прийти к обоюдному согласию. Но вот что настораживало: после выхода книг — в частности, повести «Батальоны просят огня» — вдруг обрушивалась яростная критика! Дескать, слишком обострено, так на войне не бывало. Особенно разносили вещи, в которых шла речь о потерях. Потом прошло время, и те же критики стали писать об этих книгах совершенно противоположное. Тогда я понял простую истину: если один и тот же роман подвергается и хвале, и хуле, значит, надо верить только самому себе.

По большому счёту, мои книги — это дань памяти тем солдатам, которые погибли за Отечество и свободу. Жаль, что эти высокие понятия истрепали донельзя. Поражает, с какой легкостью ряд деятелей культуры отказались от прежних идеалов, взявшись проповедовать низменное, отвратное, пагубное. Видимо, на то были веские причины: и личного характера, и внешнего. Не хочется даже говорить о мерзостях! Это — как болезнь». ( 2009 год ).

О роли культуры в жизни общества

«Ненависть и злоба — плохие советчики. Война разделяет людей. В конце концов побеждает разум. Ничто так не сближает народы, как культура. Высший идеал — сама жизнь. Вся русская классика пронизана мыслями о любви и добре. Откуда эти ростки? Прежде всего от воспитания в семье. Часто вспоминаю своих покойных родителей. Они делали всё, чтобы мы росли честными и совестливыми. Отец учил мужественности и стойкости, с мамой связаны сердечность и нежность. Так было и в других семьях. Тем и славилась Россия. Мы воевали с мыслью, что за нами стояла Родина. К сожалению, нравственность сильно пошатнулась. Ныне приоритет отдаётся не духу, а низменным страстишкам. Увы, оказывается, весь народ можно обмануть разглагольствованиями о свободе и демократии». (2014 год)

«Иной раз задумываюсь: почему у нас за последние двадцать лет не возникло ни одного писателя, о романе которого заговорила бы вся Россия? Или актеров уровня Бабочкина, Ильинского, Царева…

Раньше народ жил скромнее, но все двери в искусство были открыты настежь. Теперь на них пудовые замки. Без денег никуда не суйся! Отсюда — бездуховность, пошлость, цинизм. Появились какие-то мнимые «звёзды», раскрученные до небес телевидением и радио. На самом деле — это пустышки. Смотрит на таких мужик и думает: «Выходит, пахать землю и сеять хлеб — последнее дело?» Крестьян обобрали до нитки. Земля в руках олигархов, которым совершенно безразлична судьба русской деревни. Горько от всего этого… ». (2008 год)

О русском народе и почему русских не любят

«Почему русских нигде не любят?  Этот вопрос мы обсуждали ещё с покойным отцом. Главное — зависть. Огромная страна. Несметные природные богатства. Православная вера. Великая культура. Русские выиграли не одну войну, первыми полетели в космос. А какие у нас красивые женщины! Неслучайно нашими писателями создано столько чистых и возвышенных женских образов. Так же, как и в живописи, музыке. Но нельзя умалчивать и о тёмных сторонах русской жизни: рознях князей, предательствах бояр, дворцовых заговорах, крепостном праве, произволе помещиков, повальном пьянстве, гражданской войне, государственном перевороте 1991 года, расстреле Верховного Совета… Есть над чем задуматься…

Почитайте повести Ивана Алексеевича Бунина: «Деревня», «Суходол», «Жизнь Арсеньева». Там много любопытных мыслей о русском народе, обычаях, нравах. Отнюдь не лестных. Но Бунин был и остался самым русским из всех русских писателей. Он искренне любил Россию и тосковал о ней на чужбине…» ( 2012 год).

Об интеллигенции

«Порядочный человек ныне редкость. Где они, истинные интеллигенты? Кто проявил себя, как патриот? Большинство предпочитают держаться в тени, помалкивать. Приспособленцы были всегда, но чтобы так заискивать перед высокими чиновниками, как это делают некоторые знаменитости из числа ученых, артистов, художников, музыкантов, писателей — тут надо обладать особым «даром» продажничества. От жизни, действительности ведь никуда не скроешься. Народ живёт плохо: низкие пенсии, безработица, дороговизна. Нельзя молчать. Давненько не читал романов типа «Дни Турбиных» Михаила Булгакова. А хотелось бы. Увы, всё — мелкотемье…». (2012 год ).

Бондаревские уроки для истинного гражданина нашей Родины

Их немного, этих уроков, но удивительным образом проросли в душах  большинства жителей нашей многонациональной страны и остаются с нами по сию пору.

Урок 1. Я русский и моя Родина — моя мать.

Россия не «эта страна», она не «территория», где рвут себе маржу эффективные менеджеры — Иваны-не-помнящие родства. Если матери угрожают — её сыны берутся за оружие. Так просто, буднично ушло на войну за достоинство своей матери-Родины бондаревское поколение лейтенантов. С такой мыслью уходили служить и другое поколение —  у нас был Афган. Каждый стоял там, где прикажет Родина.

Урок 2. О любви к врагу.

Немцы сделали много зла России. Никто их сюда в 41-м не приглашал — явились самозваными,  с оружием. Та война была страшной. Но Юрий Бондарев оставил нам урок уважения к врагу — урок русского сожаления и любви, как и бондаревская история о любви русского лейтенанта Никитина и немецкой девушки Эммы. Та война убивала миллионами и калечила поколениями…Юрий Бондарев, пропустивший всё это зверство и всю эту любовь как ремень портупеи под свой погон русского офицера, лечил изломанное. Своим творчеством Бондарев спасал наше человеческое…

Урок 3. О чести.

Здесь совсем лаконично:

  • Во времена странного  и шумного триумфа первого президента СССР М.С. Горбачёва с его идеей перестройки Юрий Бондарев сказал (это было на I съезде народных депутатов СССР в 1989 году): «Перестройка — это самолёт, который взлетел и не знает, где сядет»…тогда вокруг много судачили и пытались высмеять писателя…что получилось, в каком месте и у кого из нас обнаружилась совесть, и кто был в чём неточен, нам теперь понятно без комментариев.
  • В 1994 году Юрий Бондарев отказался принять награду — орден Дружбы народов — из рук президента РФ Бориса Ельцина…

После развала СССР, оставаясь преданным коммунистом, Юрий Васильевич Бондарев никак не напрашивался Отечеству Российскому в штатные пророки, в отличие от некоторых (например, Солженицын).

Но, как известно — свято место не бывает пусто, и объявилось известное количество желающих на московских и региональных паркетах за Родину постоять — шпалеры литературных, телевизионных, интернетовских печальников-патриотов проследовали перед нашими глазами и душами. Пожелаем им всего доброго.

Но не оставим памятью тех, кто, как Юрий Васильевич Бондарев стоял за Россию и твёрдой рукой, и чистым словом.

Заключение

Стоит отметить, что Юрий Бондарев достаточно жёстко оценивает современную российскую действительность. По его словам, мы живём в безвременье, время без больших идей, без нравственности и естественной доброты, без защитительной стыдливости и скромности.

«Наша свобода — это свобода плевка в своё прошлое, настоящее и будущее, в святое, неприкосновенное, чистое…».

Но при этом писатель не теряет веры в будущее России, он убеждён в том, что даже в очень страшной трагедии есть место надежде.

В 1994 году писатель отказался принимать из рук Бориса Ельцина орден «Дружбы народов». Свою позицию он выразил в телеграмме на имя первого президента России, в которой указал:

«Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны».

Спустя десятилетия офицерский вызов сделал его негласным центром антиперестроечного сопротивления. И тут стоит в очередной раз вспомнить знаменитый бондаревский отказ от получения ордена из рук кровавого режима, расстрелявшего из танков свой собственный парламент. Что двигало им в те минуты? Что заставляло благополучного, может быть даже слегка пресыщенного властью и премиями литературного генерала идти наперекор правящему режиму? Быть бы ему поуступчивее, выбрать путь непротивления, не оказался бы сегодня в таком одиночестве… Но он выбрал другой путь, путь настоящего Человека и Гражданина своей Родины.

Послесловие

Непостижимо: о существовании великого русского писателя-фронтовика власти вроде как забыли! Живёт себе тихонько в уединении и пускай, мол, молча доживает век. Уж очень Бондарев неудобен: говорит жгучую правду, неподкупен. Липовые звезды меркнут перед талантом классика мировой литературы. Рядом-то некого поставить. Его книги переведены на 85 языков. На Западе прекрасно понимают, какой это мощный писатель. Но в шорт-листы Нобелевского комитета, отбирающего очередных лауреатов на премию в области литературы, фамилию Бондарева никогда не вносили. И вряд ли внесут.

Но не это печалит. Россия перестала быть читающей страной. Социологические опросы показывают: 95 процентов старшеклассников не способны воспринимать художественные тексты. Школа сегодня обладает достаточной автономией, чтобы вносить изменения в школьную программу, что и можно сделать, обладая политической волей. В войну Сталин вернул народу великих полководцев Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова, Багратиона, учредив ордена их имени. Придёт время, вернутся к читателям и великие книги Юрия Бондарева, очищающие души, несущие добро и свет.

Источник

Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в городе Орске Оренбургской губернии. В 1931 году его семья переехала в Москву. Когда началась Великая Отечественная война, юношу со школьной скамьи призвали в армию. Он вернулся домой командиром артиллерийского орудия, демобилизовавшись в 1945 году после второго ранения.

В 1946 году Юрий Бондарев стал студентом Литературного института имени Максима Горького в Москве. С 1949 года в журналах начали появляться первые его рассказы. Вскоре после окончания института Бондарева приняли в Союз писателей СССР. В 1956 году увидела свет первая повесть – «Юность командиров», – рассказывающая о буднях курсантов артиллерийского училища в конце войны и в мирные дни.

Широкую известность писателю принесли повести «Батальоны просят огня» (1957) и «Последние залпы» (1959). Они считаются выдающимися образцами жанра лирической фронтовой повести.

Событием стал и первый роман Юрия Бондарева «Тишина» (1962–1964) – одно из первых в советской литературе обращений к теме сталинских репрессий. Большой успех имел роман «Горячий снег» (1970), в котором Бондарев вплотную подошел к созданию эпического полотна, хотя действие произведения было ограничено одними сутками и одним событием – боями на подступах к Сталинграду. В следующих романах – «Берег» (1975), «Выбор» (1980), «Игра» (1985), «Искушение» (1991), «Непротивление» (1994–1995) – писатель обратился к судьбам русской интеллигенции второй половины 20 столетия.

Юрий Бондарев также активно выступал как публицист. Он выпустил сборники статей «Поиск истины», «Человек несет в себе мир» и другие. Значительное место в творческой биографии Бондарева занимают работы в кино. Он создал киносценарии по многим собственным произведениям, в частности сценарий киноэпопеи «Освобождение» (1970–1972).

Помимо литературного творчества, с конца 60-х годов прошлого века Бондарев занимал руководящие посты в Союзе писателей, был депутатом Верховного Совета РСФСР, делегатом нескольких съездов КПСС. Он был награжден Ленинской премией и дважды – Государственной премией СССР, а также многими другими государственными наградами.

В 1990-1994 годах Юрий Бондарев был председателем правления Союза писателей России, а также работал в редколлегии журнала «Роман-газета».

Скончался Юрий Васильевич Бондарев 29 марта 2020 года в Москве.

100 лет со дня рождения (15.03.1924-29.03.2020)

bondarev1Юрий Васильевич Бондарев, бывший офицер-артиллерист, воевавший в 1942-1944 годах под Сталинградом, на Днепре, в Карпатах. Автор книг «Батальоны просят огня», «Тишина», «Горячий снег» … Своими книгами Ю. Бондарев не дал превратить память о войне в мертвую глыбу штампов. Не позволил советскому официозу забыть то, что пытались умолчать. Автору была свойственна бескомпромиссность и честность, которые он пронес сквозь годы и остался верен сам себе.

«Я вспоминаю военные годы как лучшие годы своей жизни. Потому что была цель, была борьба, и я окружен был товарищами», – говорил писатель, — «Мы не думали о смерти, молодость нас спасала».

Детство Юры, родившегося 15 марта 1924 года в городе Орске, прошло в переездах: Урал, Средняя Азия, Оренбуржье, далее – Замоскворечье. Мать Клавдия Иосифовна являлась для ребенка воплощением любви и нежности, отец Василий Васильевич – бесстрашия и стойкости. По вечерам в семье читались книги, особенно русская классика, повлиявшая на развитие творческих способностей мальчика.

Поначалу Юра отдавал предпочтение профессии моряка. Он зачитывался романами Джека Лондона и представлял в красках, как будет путешествовать на собственном корабле. Наизусть учил специальные термины, закалялся зимой и летом, продумывал варианты, как оставаться на ногах во время качки…

Но однажды все изменил урок литературы, на котором на весь класс прозвучало лучшее сочинение Юры Бондарева о летних каникулах у дяди и двоюродного брата Сашки, научивших его тонкостям и премудростям охоты, рыбалки, строительства шалаша и полевой жизни на реке Белой под Уфой. Учительница разглядела в мальчике скрытый талант и рекомендовала заниматься писательством.  Последовав ее совету, Юра даже выпускал журнал в родной 516-й школе.

Но все надежды рухнули, когда началась Великая Отечественная война.

Будучи 17-летним юношей, летом 1941 года Юрий с другими добровольцами принимал участие в сооружении оборонительных сооружений под Смоленском. Он едва успел вернуться в Москву на последнем эшелоне перед началом ожесточённых боев.

Год спустя, после окончания школы Юрий Бондарев прошёл ускоренную трёхмесячную подготовку во 2-м Бердичевском пехотном училище и попал под Сталинград.

bondarev2Воевал на южном фланге Сталинградской битвы – в Котельниковском районе, командиром миномётного расчёта. Был и ранен, и контужен, и обморожен… Драматические дни отражения танкового удара группировки Эриха Манштейна в декабре 1942 года Юрий Васильевич описал потом в романе «Горячий снег».

После лечения в госпитале до октября 1944 года Бондарев служил командиром орудия. Участвовал в форсировании Днепра, воевал на Украине и в Польше. За уничтожение в Сумской области трех огневых точек, автомобиля и противотанковой пушки противника был награждён медалью «За отвагу». Под Каменец-Подольским – за подбитый немецкий танк получил вторую медаль «За отвагу».

Снова был ранен. После выздоровления его направили в Чкаловское артиллерийское училище. Ю. Бондарев хотел стать профессиональным военным, проучился год, но не прошёл очередную медкомиссию и был комиссован в звании младшего лейтенанта.

После демобилизации Юрий отважился осуществить свою мечту. Он поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, где проходил обучение под руководством самого К. Г. Паустовского. Ещё до поступления известный писатель рекомендовал зачислить Бондарева без вступительных экзаменов. Он прочитал первый рассказ Юрия «Поздним вечером» и был восхищён его талантом.

Учительница была права. Первые произведения Юрия Бондарева увидели свет в 1949 году. А в 1951 году он стал членом Союза писателей СССР. Тема войны стала основной в его творчестве. «Всё, что мною написано о войне – это искупление долга перед теми, кто не вернулся…» – говорил Юрий Васильевич о причине выбора такого направления.

Его произведения обрели феноменальную известность, и главная причина этому – искренность, с которой писатель описывал происходящие события. Повести Юрия Бондарева стали вершиной батального жанра. Их называют истинной «окопной правдой».

Цензура тогда строго следила за тем, чтоб не было «дегероизации подвига» и чрезмерного внимания к мрачным и неприглядным сторонам войны. Но Бондарев и не акцентировал внимания на чернухе, крови и грязи. Но и никакого пафоса, красивых слов, псевдо-героизма и ура-патриотизма в его книгах тоже нет. Там всё просто, по жизненному. Ведь Юрий Васильевич войну пережил сам. Поэтому он знал, что писал и что делал.

bondarev3Когда в 1957 году вышла книга «Батальоны просят огня», Ю. В. Бондарев проснулся знаменитым. «Батальоны просят огня» – одна из самых трагических повестей о Великой Отечественной войне, которая рассказывает о форсировании Днепра Красной Армией, героизме советских воинов и человеческих отношениях.

Действие книги происходит во время Великой Отечественной войны, и в ней рассказывается о двух батальонах, которым поручено захватить плацдарм под Новомихайловкой. Первоначально им была предоставлена поддержка артиллерийских бригад, но командование меняет план, оставляя их без помощи, сводя с остатками уже перемолотых войск и бросая в безнадёжный бой. Результат оказывается катастрофическим: большие потери, в живых остаются только пять человек.

Книга «Батальоны просят огня» и сегодня остается столь же актуальной. Ее антивоенный посыл неподвластен времени. Пожалуй, можно сказать, что Юрий Васильевич Бондарев – это «наш Ремарк советской эпохи». Он не гонялся за конъюнктурой, не искал славы, он писал и говорил то, что думал.

bondarev4Особенно дорог писателю «Горячий снег», потому что это Сталинград, а герои романа – артиллеристы. Роман «Горячий снег» – одно из достоверных произведений, написанных Бондаревым о войне, о Сталинградской битве, о защитниках Сталинграда, для которых он олицетворял защиту Родины.

Пронзительный «Горячий снег», где каждую секунду понимаешь, из чего на самом деле состоит подвиг. И от этого понимания сжимаются кулаки. А героям не сострадаешь – проживаешь с ними ад, изо всех сил пытаясь ему противостоять.

«Горячий снег» – это недолгий марш выгрузившейся из эшелонов армии генерала Бессонова и бой, так много решивший в судьбе страны; это стылые морозные зори, два дня и две нескончаемые декабрьские ночи. Роман, не знающий передышек и лирических отступлений, будто у автора от постоянного напряжения перехвачено дыхание.

bondarev5В 1972 году по мотивам романа был создан одноименный фильм. Есть фильмы, о которых не хочется говорить, что ты их просто видел. События, происходящие в этих фильмах, захватывают, закручивают в столь крутой жизненный водоворот, что будто вдруг исчезает экран, и ты сам становишься участником событий. К таким относится «Горячий снег».

bondarev6Роман «Тишина» состоит из трех частей, в название которых Ю. В. Бондарев  выносит даты: 1945, 1949, 1953. Эти годы выбраны автором не случайно, поскольку ими обозначено не только реальное время действия в произведении, но и важные моменты в истории страны: 1945-й – год Победы в Великой Отечественной войне, 1949-й – время массовых арестов и новой волны репрессий, 1953-й – год смерти Сталина. С этими событиями теснейшим образом оказываются связаны судьбы недавно вернувшихся с войны главных героев романа.

Автор погружает героев в сложные ситуации, ставя перед выбором: заключить сделку с совестью, подстроиться под требования современной системы или остаться верным себе и своим убеждениям.

bondarev7Роман «Берег» Юрия Бондарева был написан в 1975 году. Это роман-послесловие к войне, роман-эпилог.

bondarev8Вот один из отзывов: «Помню, как не любила в школе литературу о войне. Вся она сливалась в одни и те же сражения, наступления и контратаки. Пока однажды в качестве внеклассного чтения нам не задали прочитать «Берег». Из всего класса роман прочитала только я, и сама была от этого в шоке, так как я не то, что оторваться не могла от книги, но и запомнила ее на всю жизнь.

Что же так поразило меня, 16-летнюю девчонку, в этой книге? Конечно же, любовь! Среди всех ужасов той страшной войны, невзирая на постоянное присутствие смерти, между двумя врагами, немецкой девушкой и советским офицером, зарождается настоящая любовь. Чувство это они пронесут через всю войну. Война же это чувство и искалечит. Эта книга не похожа ни на один роман Бондарева, да и вообще она выделяется среди всех работ на эту тему. О войне я прочитала если не все, то очень многое, но «Берег» по-прежнему считаю наилучшим».

bondarev9Проблему выбора, который встает перед человеком всю жизнь, писатель поднимает на страницах романа «Выбор». По словам героя романа Ильи Рамзина: «Вся жизнь – бесконечный выбор. Каждый день — от выбора утром каши и галстука до выбора целого вечера. Все совершается после выбора: любовь, война, убийство». Однако именно военное время ставит человека перед необходимостью выбора в экстремальных ситуациях, когда с наибольшей силой и полнотой раскрываются его духовные возможности. Так, однажды принятое на фронте решение кардинально изменит судьбу Рамзина и в конечном итоге приведет его к трагедии.

Рассказывая о работе над романом, писатель заметил, что «эту книгу трудно назвать романом в привычном понимании этого жанра, ибо в нем не будет сквозного сюжета, сюжет – сама жизнь. Действие романа – как бы не ограниченная временем исповедь одного человека, нашего современника, мир его глазами, отношение к этому миру, войне, любви, смерти. Это книга о поисках смысла жизни через познание истины современного бытия».

О сложной жизни после войны бывших фронтовиков книга «Мгновения». Автор пишет, какими стали бывшие мальчики. Они не сдаются под тяжестью послевоенной и особенно современной жизни. «Мы научились ненавидеть фальшь, трусость, ложь, ускользающий взгляд подлеца, разговаривающего с вами с приятной улыбкой, равнодушие, от которого один шаг до предательства» – так пишет Юрий Васильевич Бондарев спустя много лет о своем поколении.

В 1988 году, когда ещё не было принято открыто критиковать руководителей государства, выступление Ю. В. Бондарева на XIX Всесоюзной партконференции наделало много шума. Он сравнил перестройку с самолётом, который летит и не знает, где сядет. Для тех времён это было очень дерзко. Тогда же он резко осудил очернение советского прошлого, поиск в нём «грязного белья» и потрясание им, самобичевание и заискивание перед Западом. «Наша свобода – это свобода плевка в своё прошлое, настоящее и будущее», – говорил писатель, – и такая свобода нам не нужна!».

bondarev10Труд писателя-фронтовика отмечен многими государственными и общественными наградами. Но самая важная для писателя – Юрий Бондарев почетный гражданин города-героя Волгограда.

8 сентября 2004 года постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов за большой личный вклад в формирование образа города-героя Волгограда, как центра воинской славы России, а также вклад в сохранение исторической памяти героев Сталинградской битвы Юрию Васильевичу Бондареву было присвоено звание «Почетный гражданин города-героя Волгограда». Именно под Сталинградом в 1942 году начался боевой путь будущего писателя.

За творческую деятельность Юрий Васильевич был отмечен 19-ю литературными наградами. В 2015 году за духовность и высокую нравственность своих произведений был награжден Патриаршей литературной премией.

«Я принадлежу к писателям, убежденно избравшим ежедневную «сладкую каторгу» за письменным столом, и в дни без работы испытываю ощущение пустоты и бесцельности», – так говорил Юрий Бондарев.

Цитаты Ю. В. Бондарева

«Твоя жизнь – это секунда в мироздании. И ты должен быть счастлив, что она тебе дана. Эта обжигающая секунда. Именно секунда – говорю с высоты прожитого».

«Настоящее проявляется в поступках. Можно сколько угодно рассуждать на тему патриотизма, а можно делать что-то конкретное для своей страны».

«Нельзя предаваться унынию. Больше оптимизма!»

«Обязательно ставить высокие цели и стремиться к их достижению».

«Всё простить невозможно. И, наверное, не нужно».

«Мир держится на трех вещах: культуре, образовании, интеллекте».

«Писатель зависим от всей мировой культуры, но он не зависит ни от кого в отдельности».

«Настоящая литература не должна заниматься нравоучениями, в ней описываются только реальные вещи».

«Классическая русская литература – главный помощник в борьбе с невежественностью».

«В каждом хорошем произведении должны присутствовать две вещи: интрига и интерес».

«Меня держит на земле литература!».

Материал подготовлен методистом
ведущей категории ГКУК ЧОБМ Н. С. Кузнецовой
на основе открытых интернет-источников:

https://dzen.ru/a/Yid-V1hEdiA2A_v4

https://dzen.ru/a/ZCBLhRTfVARxK1WA

https://24smi.org/celebrity/29161-iurii-bondarev.html

https://www.stoletie.ru/sozidateli/jurij_bondarev_samoje_glavnoje__ne_predat_915.htm

Юрий Васильевич Бондарев

 Статья входит в цикл материалов «Есть у Победы имена… Поколение 24-го…»

Юрий Бондарев — биография


Юрий Васильевич Бондарев — советский писатель, публицист, сценарист, является членом Союза писателей, занимался общественной деятельность, участник Великой отечественной войны.

Вчерашние мальчишки, которые едва успели закончить школу, во время войны становились солдатами, и шли защищать свою Родину. Ярким представителем того легендарного поколения является Юрий Васильевич Бондарев. К празднованию дня победы 9 мая, в нашей стране, по всем каналам показывают военные кинофильмы. Одними из самых волнующих и любимых являются киноленты «Батальоны просят огня» и «Горячий снег». Эти фильмы сняты по одноимённым произведениям Юрия Бондаренко. Он принимал участие в съёмках фильмов, был автором и сценаристом.

Детство и юность

Юрий Васильевич родился 15 марта 1924 года в городе Орске.  Его отец Бондарев Василий Васильевич работал следователем, и являлся участником Первой мировой войны. Мать писателя звали Бондарева Клавдия Иосифовна занималась домашним хозяйством и воспитывала единственного сына.

Юра рос в любящей и заботливой семье, мать дарила ребёнку любовь и ласку, а отец воспитывал сына бесстрашным и стойким. Родители часто вечерами читали книги, которые в семье Бондаревых занимали почётное место. Как правило читалась классика, которая в последствии оказала влияние на творческое развитие ребёнка.

Юра мечтал стать моряком, эта мечта родилась тоже из книг. Мальчик зачитывался Джеком Лондоном, выучивал наизусть морские термины. Юрий стал закаляться, тренировал свой организм готовил его к сложным обстановкам. Но всё изменилось на одном уроке литературы. После летних каникул, детям нужно было написать сочинение как они провели лето. Учительница на весь класс зачитала сочинение Юры, в котором он описал свою поездку к дяде и двоюродному брату Сашке, как он учился тонкостям охоты и рыбалки, в подробностях описал строительство шалаша и жизни на природе, на реке Белой, которая находится под Уфой.

Преподавательница заметила способность своего ученика к литературе. И рекомендовала развивать ему этот талант. Юра последовал её совету, он организовал выпуск школьного журнала, в своей 516-й школы города Москвы.

Но юношеские мечты о будущем прервала война. Беззаботное детство закончилось для всех ребят того поколения. Позднее Юрий Васильевич в рассказе «Степь» поделится с читателями о том счастливом и мирном времени. 17-летний подросток принимал участие в сооружении укреплений под Смоленском, вернувшись последним эшелоном в Москву. Но затем семью эвакуировали в Казахстан. Как только Юра закончил среднюю школу, а это было летом 1942 года, его направили на обучение во второе Бердичевское пехотное училище.

Юрий Васильевич Бондарев

Юрий Бондарев в молодости во время войны

А уже осенью, в октябре 1942 года молодых курсантов отправляют под Сталинград. Юрия Васильевича зачисляют командиром миномётного расчёта 308 полка 98-й стрелковой дивизии.

Под Котельниками он получает первое ранение, был контужен и получил обморожение. А дальше он принимал участие в освобождении Киева и Житомира, в которых получил второе ранение, участвовал в боях в Польше и Чехословакии. Победу он встретил младшим лейтенантом, в Чкалове. А после окончания войны и демобилизации он поступает в Литературный институт, который закончит отлично.

Книги

Его дебют в печати был в 1949 году, это был небольшой сборник рассказов «На большой реке», а далее последовал целый ряд повестей, романов и рассказов, которые стали классикой произведений о Великой Отечественной войне. В 1956 году автор напишет поветь «Юность командиров», «Батальоны просят огня», по которому будет снят четырёхсерийный фильм в 1985 году, в 1959 году выйдет в свет повесть «Последние залпы», и по ней снимут кинокартину в 1961 году.

Юрий Васильевич Бондарев

Юрий Бондарев

Потом будут написаны романы «Горячий снег» и «Берег», по которым тоже будут сняты фильмы, и ещё многие другие произведения, которые советским людям молодого поколения автор расскажет о тяжёлой судьбе русского народа, который ценой своей жизни дал им возможность мирного существования.

Позднее Бондарев напишет: «После войны я начал писать о войне. Все, что мною написано о ней, – это искупление долга перед теми, кто остался там… Я постарался осмыслить их судьбы».

Юрий Васильевич в своих произведениях, которые писал в 70-х годах размышляет о судьбе Родины, он даже предвидит распад Советского Союза, и последующую деградацию общества. В 1973 году советские писатели написали групповое письмо, отправленное в редакцию газеты «Правда» о Солженицыне и Сахарове, под которым он тоже поставил свою подпись.

Вовремя XIX партийной конференции, которая состоялась в 1988 году Бондарев, выступая с трибуны, сравнил перестройку Горбачёва с самолётом, который был поднят в воздух, но никто не знал есть ли в конечном пункте назначения посадочная площадка. Он резко высказывался в адрес тех, кто очернял советское прошлое, и отстаивал свои политические и жизненные убеждения на всех уровнях.

В 1994 году Бондарев не принял орден «Дружбы народов», который хотел ему вручить Борис Ельцин, по случаю его 70-летия. Юрий Васильевич ответил президенту, что «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны».

В 2019 году, 15 марта Дмитрий Медведев поздравил его с 95-летием.

За заслуги в творчестве и общественной деятельности его отмечали 19 премиями, а его произведения переведены на более чем 70 языков мира.

Личная жизнь

Его будущая жена жила с ним по соседству, более того Валентина была одноклассница его сестры. Молодые люди встречались много гуляли и разговаривали, а потом и поженились.

У них родилось двое дочерей, Елена в 1952 году и Екатерина в 1960 году. Юрий Васильевич всегда был примером во всём своим детям и внукам, которые подрастают, их зовут Юра и Лиза.

Юрий Васильевич Бондарев

Юрий Бондарев с женой Валентиной

В 2018 году к годовщине Великой Победы, Юрий Васильевич даст редкое интервью, он расскажет об малоизвестные факты из жизни, поделится со своими читателями воспоминанием о войне, будет размышлять о современном мире, и человеке.

Смерть

До самого своего последнего дня жизни писатель оставался неравнодушный к происходящим событиям в стране, он до последнего твёрдо отстаивал свою позицию, и не шёл на компромиссы со своей совестью.

Юрий Васильевич Бондарев

Могила Юрия Бондарева

Юрий Васильевич умер 29 марта 2020 года. Похороны проходили 2 апреля, писателя похоронили на Троекуровском кладбище.

Произведения

Романы

  • Батальоны просят огня
  • Тишина
  • Двое
  • Горячий снег
  • Берег
  • Выбор
  • Игра
  • Искушение
  • Непротивление
  • Бермудский треугольник
  • Без милосердия

Повести

  • Юность командиров
  • Последние залпы
  • Родственники

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Биография

Юрий Бондарев — писатель-фронтовик, творчество которого стоит в одном ряду с произведениями Василя Быкова, Григория Бакланова, Виктора Курочкина. Ему удалось передать понятным языком «окопную правду», показать весь ужас и трагедию войны. Книги «настоящего гражданина страны» были неоднократно экранизированы, а некоторые романы и рассказы вошли в школьную программу. Автору была свойственна бескомпромиссность и честность, которые он пронес сквозь годы и остался верен сам себе.

Детство и юность

В российском прошлом, к сожалению, множество трагических и страшных страниц, и так получилось, что мужская часть семьи Бондаревых стала ветеранами двух войн: отец, происходивший из крестьян, — Первой мировой, единственный сын — Великой Отечественной.

Детство Юры, появившегося на свет 15 марта 1924 года в Орске, прошло в переездах: Урал, Средняя Азия, Оренбуржье, далее — Замоскворечье. Мать являлась для ребенка воплощением любви и нежности, Василий Васильевич — бесстрашия и стойкости. По вечерам читались книги, особенно русская классика, повлиявшая на развитие творческих способностей мальчика.

Поначалу предпочтение отдавалось иной профессии — моряка. Благодаря Джеку Лондону наизусть учились специальные термины, организм закалялся зимой и летом, продумывались варианты, как оставаться на ногах во время качки. Но однажды все изменил урок литературы, на котором на весь класс прозвучало лучшее сочинение Бондарева о летних каникулах у дяди и двоюродного брата Сашки, научивших тонкостям и премудростям охоты, рыбалки, строительства шалаша и полевой жизни на реке Белой под Уфой.

Юрий Бондарев в молодости

Юрий Бондарев в молодости / «ВКонтакте»

Учительница, заметив талант Бондарева, рекомендовала заниматься писательством. И, последовав ее совету, он даже выпускал журнал в родной 516-й школе. Но все прервалось с голосом Левитана, объявившим о вторжении немецких захватчиков. Трепетные воспоминания о самом беззаботном времени получили воплощение в рассказе «Степь».

В 17 лет Бондарев был в числе тех, кто сооружал укрепления под Смоленском, едва успев вернуться до начала боев в последнем эшелоне в Москву, затем — колхозный труд в степях Казахстана и в шахтах.

Военный путь состоял из Сталинграда, обернувшегося первым ранением, контузией и госпиталем; освобождения Киева и Житомира, принесшего второе увечье; битв в Карпатах, Польше и Чехословакии. Долгожданное победное 9 мая младший лейтенант встретил в артиллерийском училище в Чкалове (сейчас — Оренбург). После демобилизации вопрос, чем заняться дальше, решил старый друг, увидевший тетрадь с набросками текста. Так Бондарев стал студентом Литинститута, который позднее окончил с отличием.

Книги и фильмы

В 1949-м из печати вышел первый рассказ «Поздним вечером», который задолго до публикации оценил сам Константин Паустовский, убедительно рекомендовавший зачислить его создателя в вуз без экзаменов, а сборник был опубликован через 4 года. Кстати, Константин Георгиевич также лестно высказался и о «Тишине», впоследствии экранизированной и получившей продолжение в романе «Двое».

«После войны я начал писать о войне. Все, что мною написано о ней, — это искупление долга перед теми, кто остался там… Я постарался осмыслить их судьбы», — говорил Юрий Васильевич.

Из-под пера автора появились пронзительные «Горячий снег», «Берег», отнесенные критикой к «лейтенантской прозе». Сочинения Бондарева помогли понять отношение к причинам, последствиям и исходу кровопролитного вооруженного конфликта XX века. Также в библиографии писателя отдельное место занимает ряд статей, посвященных мыслям о красоте, поиске истины, сохранении ценностей.

Писатель Юрий Бондарев

Писатель Юрий Бондарев / «ВКонтакте»

Бондарев работал над сценарием части эпического фильма «Освобождение», даже встречался с маршалом Георгием Жуковым для уточнения нюансов, а после получил Ленинскую премию. «Прорыв» стал первой экранизацией романа «Батальоны просят огня». Одноименный фильм вышел в 1985 году.

За творческую деятельность Юрий Васильевич был отмечен 19 литературными наградами, в частности, в 2016-м ему была присуждена Таврическая премия. В 2018 году к 73-й годовщине Победы над фашизмом фронтовик дал редкое интервью российскому еженедельнику, где поделился неизвестными фактами биографии, жизненными наблюдениями и воспоминаниями о военном прошлом, размышлениями о поступках человека и стоящем перед ним ежесекундном выборе.

Последние годы жизни Юрий Васильевич мало появлялся на телевизионных экранах или в СМИ. Общение с журналистами и фото на первых полосах газет или в интернете были большой редкостью. В 2019-м автор отметил 95-летний юбилей. С этим событием Юрия Бондарева поздравил председатель правительства РФ Дмитрий Медведев.

Личная жизнь

С избранницей, младшей на 3 года, Бондарева связала не только судьба, но и улицы — оказалось, что молодые люди жили по соседству. Кроме того, Валентина Никитична училась в одном классе с сестрой будущего мужа. По воспоминаниям, влюбленные договаривались встречаться на перекрестке, много гуляли и разговаривали. Впоследствии жена подарила Юрию Васильевичу двух дочерей: Елену в 1952-м и Екатерину в 1960-м.

Юрий Бондарев с женой

Юрий Бондарев с женой / «ВКонтакте»

Со слов жены, Юрий Васильевич был главным примером поведения для детей в личной жизни, особенно в заботливом отношении друг к другу и к старшим. В семье подрастали правнуки — Юра и Лиза.

Увлечения

Любимые классики Юрия Бондарева — Лев Толстой, Иван Бунин, Константин Паустовский. Нравилось ему и творчество Александра Твардовского. Юрий Васильевич дружил с Валентином Распутиным, и даже день рождения у них один на двоих.

Простыми радостями для него служили «закат, рассвет, звездная ночь», чудесная смена времен года и окружающая действительность. Огорчениями — ложь, боль и насыщенность русского языка жаргонизмами. Любимым хобби Юрия Бондарева были охота и рыбалка. Еще одним увлечением было изобразительное искусство — в доме хранилась богатая коллекция книг о живописи и альбомов с копиями известных картин.

Несмотря на то что в молодости Юрий вступил в ряды ВЛКСМ и придерживался идей коммунизма, к религии и церкви относился с уважением, а храм называл домом, куда нужно входить с поклоном.

Смерть

Писатель скончался 29 марта 2020 года на 97-м году жизни. О кончине Юрия Васильевича сообщили родственники. Причина смерти не уточнялась. Церемония прощания прошла в ритуальном зале Центральной клинической больницы. На похоронах присутствовали Владимир Мединский, Михаил Сеславинский, представители Союза писателей, в том числе его председатель Николай Иванов. Могила Бондарева находится на Троекуровском кладбище.

Библиография

  • 1956 — «Юность командиров»
  • 1957 — «Батальоны просят огня»
  • 1959 — «Последние залпы»
  • 1962 — «Тишина»
  • 1962 — «Поздним вечером»
  • 1964 — «Двое»
  • 1969 — «Родственники»
  • 1970 — «Горячий снег»
  • 1975 — «Берег»
  • 1981 — «Выбор»
  • 1985 — «Игра»
  • 1992 — «Искушение»
  • 1996 — «Непротивление»
  • 1999 — «Бермудский треугольник»
  • 2004 — «Без милосердия»

Интересные факты

  1. Юрий Бондарев негативно относился к творчеству и взглядам Александра Солженицына. В романе «Архипелаг ГУЛАГ» он усмотрел антиславянское мировоззрение, а утверждение коллеги о том, что под Сталинградом воевали «штрафники», и вовсе называл ложью. Сам Юрий Васильевич, прошедший через горнило битвы на Волге, свидетельствовал, что именно его поколение 1920-х годов стало главным участником тех событий, тысячами жизней переломив ход войны.
  2. В своих интервью Бондарев всегда напоминал о том, что в 40-е годы на фронт ушло 99 % призывников, а вернулось всего 3 %. По этой причине во всех произведениях о войне его герои чаще всего погибали.
  3. Писатель не был отмечен Нобелевской премией, несмотря на то что его произведения были переведены на 85 языков мира.
  4. Фронтовик принадлежал к роду долгожителей. Его отец прожил до 92 лет, притом что Василию Бондареву пришлось отсидеть 10 лет по ложному доносу. В лагере мужчина заболел туберкулезом, который так и не удалось вылечить.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Юра с днем рождения 50 лет
  • Юрий шатунов с днем рождения скачать мп3
  • Юрий куклачев день рождения
  • Юморное поздравление начальника с днем рождения
  • Юрий шатунов с днем рождения минус скачать